История МУП «Управление Рязанского троллейбуса»

Распоряжение о строительстве в Рязани троллейбусной линии было принято Советом министров СССР 25 мая 1949 года за № 7538-р: «Обязать Совет Министров РСФСР приступить к строительству первой очереди троллейбуса в городе Рязани протяженностью 12,5 км».

Распоряжение о строительстве в Рязани троллейбусной линии

Чуть позже в газете «Сталинское знамя» опубликовали статью «В Рязани будет троллейбус!».

Статья из газеты "Сталинское знамя"

Это был приказ об успешном срочном выполнении. Стройка была объявлена народной. Горожане работали, не считаясь со временем, выкладывались до конца.

План линии из газеты

Первая очередь троллейбусной линии 4,3 км от станции Рязань-2 до Ямской заставы (ныне Театральная площадь) была пущена, как и предполагалось 6 ноября 1949 года. Регулярное движении троллейбусов в городе началось 12 ноября 1949 года.

Первый троллейбус в Рязани

Троллейбусная сеть ширилась и развивалась. Строились новые линии, конечные станции. В 1950 году троллейбусы курсировали уже до поселка Дягилево, в 1954 году была проведена троллейбусная линия на речную пристань, в 1956 году – в Горрощу, в 1959 году – на площадь Попова. С 1963 года стали добираться на троллейбусе до своей проходной и рабочие станкозавода.

В связи со строительством в городе новых микрорайонов — Дашково-Песочни и Канищево, остро встал вопрос о транспортном обеспечении жителей этих районов. В 1974 году троллейбус был пущен в Песочню, в 1975 году – в Канищево. Последний новый маршрут №18 был проложен в начале 80-х. Каждый пуск новой линии — это праздник коллектива Управления троллейбуса, праздник города, широко освещаемый в прессе.

К этому времени доля троллейбусных пассажирских перевозок среди всех транспортных перевозок города составила уже около 70%, ежедневно на линию выходит 173 машин. Общая протяженность всех маршрутов 271 км.

Параллельно с развитием маршрутов шло развитие производственной базы. В первые годы работы предприятия эксплуатировались троллейбусы типа МТБ -82Д Тушинского завода и завода им. Урицкого г. Энгельс с максимальной вместимостью 86 человек. С 1961 года начали поступать троллейбусы большей вместимости — ЗИУ-5 с вместимостью 122 человека, а с 1972 года — ЗИУ-9 в которые одновременно могло вместиться 126 человек, для удобства пассажиров они имели 3 двери.

Увеличение количества подвижного состава требовало расширения ремонтной базы, поэтому в 1958 году сдается депо №1 на 50 троллейбусов, в 1969 году – депо 2 на 100 троллейбусов. В 1986 году началось строительство депо №3 на улице Зубковой, которое было пущено в эксплуатацию в 1993 году.

Все эти годы город оказывал постоянную поддержку Управлению троллейбуса, по заслугам оценивал работу коллектива.

В настоящее время Муниципальное унитарное предприятие г. Рязани «Управление Рязанского троллейбуса» является крупнейшим транспортным предприятием города и осуществляет перевозку пассажиров по 15-ти маршрутам, протяженностью 302,68 км.

Количество единиц подвижного состава составляет 173 троллейбусов. Среднесуточный выпуск троллейбусов на маршруты города составляет 130 единиц. Изношенность парка троллейбусов составляет 72,8%. Средний возраст троллейбусов 16,2 лет.

В состав предприятия входят три троллейбусных депо, проектной мощностью 250 единиц подвижного состава, 15 тяговых подстанций, служба движения с 7-ю конечными станциями, транспортный цех с необходимым количеством техники, позволяющей решать многие производственные вопросы.

Современное транспортное предприятие не может существовать без квалифицированных кадров. Профессию «водителя троллейбуса» ни одно профессиональное учебное заведение города предложить не может. Их подготовкой занят учебный центр предприятия, где силами работников троллейбусного управления, которые по совместительству являются преподавателями, готовят кадры водителей троллейбуса.

Ежедневно троллейбусом пользуется около 70 тыс. пассажиров, что позволяет считать, что троллейбус по-прежнему любим и востребован горожанами.

Правительство Рязанской области и Администрация города Рязани придают большое значение роли, которую играет Муниципальное унитарное предприятие города Рязани «Управление Рязанского троллейбуса» в создании инфраструктуры города и региона в целом.

Так, в 2008 году для предприятия было приобретено 10 новых троллейбусов. На торжественной церемонии, посвященной их передаче предприятию, Губернатор Рязанской области Олег Ковалев заметил, что троллейбус — это самый чистый вид транспорта и самый социально ориентированный. «И хотя предприятие в последние годы испытывает большие проблемы, пополнение парка дает надежду на его дальнейшее развитие. Будем принимать меры для укрепления производственно-технической базы предприятия», — сказал на церемонии Губернатор Олег Ковалев, — «Наша задача — создать в городе надежную транспортную систему».

Губернатор отметил, что задача Правительства региона и городских властей – создать в городе крупные транспортные предприятия по перевозке пассажиров и оснастить их современной техникой. Он пояснил, что достигнута договоренность с Министерством транспорта РФ о поддержке и приобретении общественного транспорта рязанскими предприятиями в лизинг.

В 2009 году Правительством области и Администрацией города были выделены значительные средства на приобретение 13 новых троллейбусов.

В 2010 году приобретено 10 новых машин, в 2011 году по лизингу получено еще 5 новых современных троллейбусов.

В 2013 году приобретено 2 новых низкопольных троллейбуса.

В 2014 году приобретено 3 новых низкопольных троллейбуса.

С сентября 2019 года Муниципальное унитарное предприятие города Рязани «Управление Рязанского троллейбуса» начало обслуживать автобусные маршруты.

В I квартале 2020 в Муниципальное унитарное предприятие города Рязани «Управление Рязанского троллейбуса» поступило 78 единиц троллейбусов из города Москвы, некоторые из которых дополнили троллейбусные маршруты.